Сообщество предпринимателей и экспертов, которые делятся своим опытом и знаниями

6 вещей, которые должен делать каждый наставник

В наставничестве применяются одни и те же принципы, вне зависимости от сферы наставника. Идеальное наставничество похоже на отношение между родителем и взрослым ребенком, нежели чем между боссом и сотрудником. Есть взаимное уважением, доверие, общие ценности и хорошая коммуникация, и они находят свой апофеоз в переходе ученика в наставника.

Учитывая, насколько важно наставничество, есть как ни странно простое руководство о том, как стать хорошим наставником. Это важно в независимости от сферы бизнеса, будь то финансы, консалтинг, торговля или технологии — поскольку путь от профессионального до высшего руководства требует более чем индивидуального успеха.

Мы предлагаем ниже неформальный набор руководящих принципов для хорошего наставничества — учебник, если хотите, для игры, которая представляет собой командный вид спорта.

Внимательно выбирайте учеников

Эффективное наставничество требует времени. Наставники торгуют часами, которые они могут использовать в своих целях или тратить на чужие. Наличие неправильного менталитета ученика может оказаться болезненным.

Остерегайтесь неуверенного кандидата или кандидата, который настаивает на том, чтобы делать что-то свое. Ученик должен быть любопытным, организованным, эффективным, ответственным и вовлеченным. Один из способов увидеть эти признаки — проверить потенциальных учеников. Например, можно попросить ученика прочитать книгу и вернуться в течении месяца чтобы обсудить ее. Можно попросить ученика подготовить презентацию в своей области знаний или присоединиться к вашей работе и затем написать свои наблюдения.

Это даст вам хорошее представление о процессе мышления, навыках общения и уровне интереса. Если ученик не вернется или не приступит к заданию, вам следует вздохнуть с облегчением — вы избегаете прихода к вам человека у которого проблемы с исполнением обязательств.

Создание команды для наставничества

Отношение один на один наставника и ученика, долгое время было идеальным, когда обе стороны были вместе в одной компании или имели одну миссию. Это время прошло. Профессионалы в бизнесе много странствуют, переходя от одного проекта к другому. Кроме того, наставники находятся под постоянным и растущим давлением времени. В результате сегодня большинство наставников делят ответственность за рост с другими наставниками.

Это имеет смысл: у немногих людей старшего уровня имеется требуемый диапазон опыта, чтобы служить сольным наставником. Наличие нескольких со-наставников дает ученикам  резервную позицию, если отношения с их основным наставником выдыхаются. Ученики должны подобрать для каждой своей слабой сферы своего наставника.

Основной наставник должен функционировать как человек, предоставляющий людям моральную, карьерную и институциональную поддержку. Концепция команд наставничества постепенно начала распространяться среди руководств. У каждого из этих мозговых трестов есть мнение, что бесчисленные навыки и знания, необходимые для бизнеса, трудно приобрести только у одного человека. Действительно, такие фирмы, как Credit Suisse, сейчас используют стратегию мультиперсонального наставничества при назначении в проекты новых аналитиков.

Аналитик нуждается в гораздо большей поддержке, чем та, которую можно получить только от одного сотрудника. Тогда будет более свободный рост в культуре фирмы благодаря руководству от ключевых фигур в организации. Пример молодого аналитика, который вскоре стал партнером признался: «То, что я узнал на адаптации, было всего лишь 40% того, что мне реально нужно для успеха. Имея несколько ключевых людей, от штатных сотрудников до вице-президентов, назначенных мне в начале моей карьеры, я смог быстро получить остальные 60% знаний.»

Четкие и ясные правила работы

Роль наставника не требует чрезмерного количества времени. Установление четких и ясных правил работы с учениками может повысить эффективность.

Прежде чем начать, проясните что ожидает ваш ученик от отношений, сравните его видение с вашими ожиданиями и достигните вместе консенсуса. Возможно, вы ошибаетесь в отношении долгосрочных целей ученика, в то время как у ученика может быть преувеличенное представление о том, что вы ему дадите. Такие недоразумения являются дорогостоящими, с точки зрения времени и спокойствия. Эти различия в понимании должны разъясняться однозначно и заблаговременно в любом наставничестве. Самые успешные отношения — это те, где ученик полностью понимает и разделяет видение своего наставника.

Установите каденцию для общения. Большинство наставников хотят идти в ногу с крупными событиями в работе своих учеников, но не любят незапланированные телефонные звонки или поток писем с мелкими вопросами. Необходимо избегать этого, заранее уведомляя о том, что мы встречаемся лично один раз в неделю, чтобы подробно обсудить проблемы и накопившиеся вопросы.

Если возникла безотлагательная проблема, чувствительная к времени, ученику необходимо задать развернутый вопрос. Вопрос в такой форме, на который потребуется всего два варианта ответов: «Да» или «Нет». Чтобы это работало, наставник и ученик должны относиться дисциплинировано к расписанию встреч.

Наконец, дайте понять, что подотчетность не является обязательной. Эффективные наставники обучают своих учеников стандартам своей профессии — и создают условия следовать им. Если ученик получает второсортную или устаревшую работу, страдают как репутация ученика, так и наставника. Должны быть соблюдены сроки исполнения и приема задач. Ученики должны уважать время наставников.

Ученики должны иметь повестки перед встречами и позаботиться о том, чтобы было достаточно времени для рассмотрения любых связанных материалов. Ученики должны ожидать и приветствовать конструктивную критику. Ученики должны также понимать, что повторение одних и тех же ошибок является неприемлемым и что одна вопиющая ошибка (например плагиат) может привести к прекращению отношений.

Разбитые отношения или их решение

Казалось бы, что идеальное наставничество снаружи может закончиться печально. Порою это становится очевидным внезапно. Например, сотрудник консалтинговой фирмы рассказал о своем решении не брать заграничное задание из-за семейных проблем. Вместо того, чтобы получить поддержку от своего наставника (который также был боссом), на следующий день они получили злобный звонок.

Как сказал ученик, «Босс думал, что отказаться от этой возможности — огромная ошибка — потому что это была возможность сделать перерыв и отдохнуть. Босс сказал что я был тупым отказавшись. Я, конечно, не увидел этого, и был потрясен тем, что он так сильно чувствовал это».

В некоторых случаях ничего не поделаешь. Однако, зачастую можно избежать или устранить проблемы. Наставники должны признать, что разногласия и недоразумения почти неизбежны в этих отношениях и что наставник, а не ученик, ответственный за предотвращение или восстановление трещин. Умные наставники не позволяют болячкам гноиться или размножаться. Они своевременно вмешиваются, чтобы поддерживать отношения на правильном ходу.

Не соглашайтесь на недобросовестное наставничество

Поскольку наставники находятся в доминирующем положении, им легко использовать свое влияние ненадлежащим образом — даже если они не осознают это. Такая «наставническая халатность» имеет негативные последствия для обеих сторон. В следующий раз, когда вы посмотрите в зеркало, спросите себя, виновны ли вы в любом из описанных ниже поведений — и если да, немедленно прекратите их:

  • Узурпация лидирующей позици по проектам учеников
  • Продвижение за счет учеников собственных проектов, не позволяя им развивать собственную работу
  • Нарушение временного графика вашего ученика, замедляя процесс
  • Не поощрение своих учеников искать других менторов, которое может активировать ваше эго, помешав обучению и признанию
  • Допускать ученикам повторять распространенные грубые ошибки

Подготовьтесь к переходу

Накопленная мудрость и опыт наставника должны передаваться следующему поколению. Хорошие наставники делают этот процесс сознательным, обсуждая проблемы и удовлетворение подчиненных от наставничества.

Фактический момент перехода от ученика к наставнику варьируется в зависимости от обстоятельств. Наставник должен почувствовать, что ученик достиг необходимый уровень опыта и готов к новой роли.

Комментарии
CLOSE
CLOSE