Что готовит нам 2018 год: мнение предпринимателей
Прогноз на следующий год, основанный на мнении предпринимателей. Интересное чтиво и основа для собственных аналитических выводов. Статья написана на отзывах реальных людей из бизнеса и отвечает на самый главный сегодня вопрос: чего ждать в будущем?

Содержание
Что ждать в 2018 году
Согласно теории «больших волн» Кондратьева, мировая экономика раз в 30-60 лет переживает глубокий спад, за которым следует существенный качественный рост всех сфер. Что ждет бизнес в 2018 году? Сейчас, если верить макроэкономисту, мы находимся в нисходящем тренде. И главный вопрос: прошли ли мы уже дно? Мы составили опрос: чего ждать в ближайший год — дальнейшего падения или медленного оживления?
Ильяс Акчурин, директор ресторана
Приведу данные исследования «РБК.research», которые объединили мнения ведущих российских экспертов ресторанной отрасли. Они считают, что от общеэкономических условий удорожания бизнеса и снижения потребительского спроса меньше всего пострадает фастфуд и рестораны высокого уровня, к которым мы себя причисляем. Думаю, курс на импортозамещение, который сейчас объявлен в стране, приведет к тому, что импортные продукты будут заменены на отечественные, и это даст толчок к развитию местного товаропроизводителя.
Ирина Мницкая, владелица студии дизайна и декора
Мы проанализировали текущее положение дел в сфере дизайна интерьера и разработали новую стратегию развития. Переходим на более тесный контакт с клиентом. Раньше все выглядело так: мы провели определенную работу с заказчиком, выяснили его взгляды и вкусы и приступили к проектированию, а затем демонстрируем и реализуем готовый проект.
Сейчас будем заниматься этим, параллельно создавая интерьер (иногда без проекта) в тесном контакте с заказчиком. Другими словами, от проектирования мы переходим к декорированию. А по поводу моих экономических ожиданий могу сказать, что более чем за 10 лет работы на рынке я повидала несколько разных финансовых кризисов и усвоила правило: после любого спада будет подъем.
Виктор Маев, управляющий региональным отделением банка
В 2018 году банковский сектор ожидает масштабная «перестройка». На фоне дефицита ликвидности и усиления регулятивного надзора банки уже вынуждены менять бизнес-модели.
Особое внимание будет уделяться обязательным расходам по сопровождению бизнеса: закрытию убыточных направлений, сокращению персонала, повышению эффективности работы сети.
Проблема падения рентабельности коснется всех банков, но в большей степени розничных игроков. Высокая стоимость фондирования, замедление роста портфелей, снижение доходов с одной стороны, и рост расходов на резервы в связи с понижением качества портфелей и новыми требованиями со стороны ЦБ РФ с другой стороны, приведут к концентрации активов у крупных игроков. При этом небольшие банки вынуждены будут объединяться и укрупняться, чтобы с минимальными потерями пройти этот период.
Наталья Иваненко, генеральный директор группы девелоперских компаний
Прогнозы – дело неблагодарное, мы живем в стремительно меняющейся реальности. Но есть вещи, которые очевидны. Рынок недвижимости ожидает продолжение стагнации. Перейдет ли она в падение? Как оптимист, надеюсь, что нет.
Что останавливает людей в решении квартирного вопроса в такой период? Психологический барьер и снижение реальных доходов. Многие начинают ждать понижения цен на недвижимость. А оно, если и происходит, то кратковременно. И если цель покупки — заработок, то следить за колебаниями цен нужно уже сейчас. А всем тем, кто покупает квартиру, исходя из других потребностей, я бы советовала делать это тогда, когда встает реальная необходимость. Так или иначе, сделки с недвижимостью в нашей компании не прекращались никогда. Даже в сложном 2009 году. А все потому, что мы всегда говорили своим клиентам: жить нужно здесь и сейчас, а не завтра или когда кризис кончится.
Елена Коробкина, директор по маркетингу торгово-развлекательного центра
Если говорить в целом, то в ближайшее время рынки торговых центров России ожидают неутешительные прогнозы. В 2018-19 годах падение покупательского спроса на non-food-товары будет продолжаться. На поведение покупателей будут влиять уменьшение доходов, удорожание кредитов и ослабление рубля.
Экономическая ситуация в стране сегодня существенно отличается от кризиса 2008 года. Если тогда было понятно: это явление кратковременное, то сейчас нужно понимать, что будет долгосрочный спад. Снижение трафика в торговых центрах становится трендом. Сегодня, чтобы удержать покупателя, важно выстраивать коммуникации по привлечению нужной целевой аудитории и непрерывно работать над увеличением ее лояльности, посредством маркетинговых акций, систем скидок, бонусных программ.
Управляющим компаниям торговых центров нужно стараться развиваться даже в условиях падающего рынка и стагфляции в стране, применяя нестандартные подходы и инновационные решения в управлении и маркетинге. В будущем выиграет тот, кто держит руку на пульсе и постоянно изучает своего клиента.