Как провести SWOT анализ?

Провести  SWOT-анализ намного интереснее, чем кажется. Это не займет много времени и заставит посмотреть на свой бизнес свежим взглядом.

Главная задача SWOT-анализа — помочь разработать мощную и эффективную бизнес-стратегию. А достигается это после анализа всех сильных и слабых сторон предприятия, также потенциальных внешних рисков.

Что представляет собой SWOT-анализ

S.W.O.T. — это сокращение от:

  1. Strengths (то, чем компания может гордиться),
  2. Weaknesses (слабые места предприятия),
  3. Opportunities (возможности) и
  4. Threats (риски).

Другими словами SWOT-анализ — это структурированный набор преимуществ и недостатков организации.

Преимущества и слабые стороны причисляют к внутренним факторам компании. К ним относятся: сложившаяся репутация, наличие или отсутствие патентов, регион и т. д. Вы можете менять их по исходу определенного времени. Возможности/угрозы являются внешними факторами. К ним относятся: надежность поставщиков, количество и качество конкурентов, уровень и разнообразие цен на рынке и т. д.). Это то, над чем вы не имеете власти, нравится вам это или нет.

SWOT-анализ может использоваться в любое время. Это полезно для оценки изменяющейся среды и активного реагирования. По идее, хотя бы раз в год рекомендуется проводить совещание, посвященное стратегии развития компании. А начинать его — с анализа SWOT.

Недавно появившиеся организации могут применять данный анализ при планировании. Не существует универсального рецепта для каждого бизнеса. И SWOT нужен как раз для того, чтобы определить особенности вашего бизнеса. И наметить правильный путь — который избавит вас и сотрудников от многих головных болей позже.

Как провести SWOT-анализ

Чтобы получить наиболее полные и объективные результаты, анализ SWOT лучше проводить в группе. Менеджеры, продажники и даже клиенты могут внести свой вклад. К тому же, такое мероприятие — возможность сплотить команду и приобщить сотрудников к участию в развитии компании.

Для анализа вы можете начертить табличку из четырех областей, нарисовать майнд-карту или просто составить списки для каждой категории. Делайте так, как вам будет проще.

Мы также рекомендуем провести мозговой штурм. Он поможет точнее определить факторы, которые стоит исследовать. Кроме того, вы можете попросить членов команды индивидуально заполнить шаблон SWOT-анализа (заранее вами подготовленный), а затем встретиться для обсуждения результатов.

После мозгового штурма постарайтесь создать окончательную и наиболее полную версию SWOT-анализа, указав факторы в каждой. Чем больше приоритет фактора — тем выше он в списке. Так удобнее.


Попробуй ЭТОТ самый эффективный способ рекламы телеграм-канала

Вопросы, которые следует задать во время SWOT-анализа

Далее следует несколько вопросов, которые помогут вам с каждым разделом вашего SWOT-анализа. Это лишь примеры. Вы можете придумать собственные.

Итак:

Сильные стороны (внутренние позитивные факторы)

Сильные стороны — это преимущества фирмы. Они — под вашим контролем.

  • Что у вас получается просто отлично?
  • Каковы ваши внутренние ресурсы? (хорошие специалисты, репутация, сплоченная команда, уникальные знания, навыки)
  • Какими материальными ресурсами вы обладаете? (большой капитал, сформированная база клиентов, настроенные каналы распространения, патенты или технологии)
  • Чем вы сильнее конкурентов? (больше возможностей для исследований и разработок, лучшее производственное оборудование)

Слабые стороны (внутренние негативные факторы)

Слабые стороны — это те аспекты, которые потенциально могут снизить ценность организации или предлагаемого ей продукта. То, что делает ваше положение невыгодным. Эти области необходимо улучшить.

Возможно вас заинтересует
1 из 4
  • Какие факторы, находящиеся под вашим контролем, недостаточно эффективны?
  • Какие области нуждаются в улучшении?
  • Чего не хватает вашему бизнесу? (опыт, доступ к технологиям)
  • Что ограничивает бизнес?
  • Удачно ли выбрано место для бизнеса? (страна, город)

Возможности (внешние позитивные факторы)

Возможности — это внешние факторы, которые приносят пользу вашему бизнесу.

  • Какими возможностями рынка вы можете воспользоваться?
  • Положительна ли репутация вашей компании?
  • Происходили ли в ближайшее время события на рынке, которые могли бы быть вам выгодны?
  • Изменилось ли поведение потребителей в последнее время? Возрос ли спрос на ваши услуги или продукцию?

Угрозы (внешние отрицательные факторы)

Угрозы — внешние факторы, не зависящие от вас. Они могут повлиять на вашу стратегию и бизнес в целом. У вас нет власти над ними. Однако вы можете их использовать для предупреждения негативных обстоятельств и хорошо подготовиться к возможным потерям.

  • Кто является вашими конкурентами?
  • Может ли нынешняя ситуация на рынке привести к снижению прибыли?
  • Какие ситуации могут стать угрозой вашим маркетинговым разработкам?
  • Произошло ли серьезное изменение условий партнеров в последнее время?
  • Как в последнее время изменилось поведение потребителей?
  • Вышли ли какие-либо законы, которые могут уменьшить спрос на ваши услуги?
  • Появился ли какой-нибудь новый продукт или технология, из-за которых ваши наработки могут устареть?

Примеры SWOT-анализа

Вот небольшой пример SWOT-анализа для иллюстрации. Итак, разберем гипотетический средний магазин компьютерной техники. Пример анализа SWOT для компьютерного магазина:

Сильные стороны:

  • Знания. У нас работают первоклассные специалисты в сфере сетей, программирования, менеджмента и маркетинга.
  • Клиенты. У нас есть база постоянных клиентов.
  • Репутация. Мы появились одними из первых в этом городе. Нас знают и нам доверяют.

Слабые стороны:

  • Цены. Наши цены выше, чем у конкурентов.
  • Бренд. У нас недостаточно ясная концепция компании и неудачное название.

Возможности:

  • Обучение. Многие компании не занимаются повышением квалификации персонала. Мы же можем обеспечить курсы нашим сотрудникам.
  • Сервис. Мы можем улучшить качество сервиса.

Угрозы:

  • Появление нового магазина техники с большим разнообразием товаров и цен.
  • Снижение спроса на компьютеры среди потребителей.

Разработка стратегий по результатам SWOT-анализа

После того как вы определили приоритетные направления развития, можете использовать их для разработки краткосрочных и долгосрочных стратегий вашего бизнеса. В конце концов, истинная ценность SWOT-технологии — наглядная демонстрация положения компании. Постарайтесь максимально с пользой использовать получившиеся, снизив риски и усилив положительные факторы.

Один из способов это сделать — рассмотреть, как преимущества и слабости связаны с возможностями/угрозами. Иногда это называют анализом TOWS.

Например, посмотрите на ваши преимущества, а затем придумайте, как их использовать, чтобы увеличить потенциальные возможности. Затем проанализируйте, как эти сильные стороны могут быть использованы для минимизации выявленных вами угроз.

После вы можете использовать получившиеся возможности для разработки стратегии, которая минимизируют слабые стороны компании или снизит риски угроз.

Вы можете так же составить таблицу, чтобы процесс был более наглядным.

После воплощения стратегии в жизнь, обязательно запланируйте еще одно совещание с грамотной повесткой включающей СВОТ анализ. Обсудите на нем результаты: что получилось, а что нет? Выясните, почему произошло именно так, а не по-другому. Определите дальнейшие действия.

Вам также могут понравиться
Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.