Сообщество предпринимателей и экспертов, которые делятся своим опытом и знаниями

Самый эффективный способ стать лидером

Самосовершенствование как работа и как игра

Все любят самосовершенствоваться. Мы хотим становиться умнее, продуктивнее, быть коммуникативным, жить в балансе и так далее. Вот почему мы любим жадно читать такие списки как «Как стать лидером…«, «топ-10 советов…» и подобные, чтобы стать более эффективными, продуктивными, перспективным, внимательными — мы называем это лидер. Мы много изучаем, но у нас есть проблема, мы хотим больших изменений легким путем, и редко прилагаем тяжелые усилия.

Но что, если бы мы не думали о самосовершенствовании как о работе? Что, если мы подумаем об этом процессе как о игре, а именно игре с нашей собственной личностью?

Допустим, руководитель, которого мы будем называть Иваном, не испытывает сочувствия к людям. Он слишком грубый когда отзывается о других и никого не слушает. Благодаря недавнему повышению, он должен меньше концентрироваться на задачах и больше на людях. Он хочет повысить лидерские качества, жизненно необходимые для его будущего успеха (как ему сказали), но, к сожалению они ему чужды. Что же ему делать?

У Ивана есть два варианта стать лучшим лидером. Он может работать над собой, над своими качествами, делая все возможное, чтобы прокачать свой стиль руководства — «Режим работы над собой«. Есть другой путь, Иван может играть с образом своей личности, «играя» разными стилями поведения и тем самым, достичь нужного результата — «Режим игры с собой«. Разница между этими двумя подходами поучительна для всех кто стремится стать лучшим лидером.

Для начала предположим, что Иван работает над своими качествами. Прилагательные, которые приходят на ум: усердный, серьезный, тщательный, методичный, разумный и дисциплинированный. Мысли о работе ассоциируются с усердием, эффективностью и долгом — все внимание на выполнении задач, и особенно на том что хотят от вас другие, а не вы.

Представим, что Иван систематически оценивает свои сильные и слабые стороны, собирает обратную связь о своих слабых местах, и даже ставит конкретные цели по технологии SMART. Устанавливает график и стратегию достижения целей, возможно привлекает тренера-психолога, чтобы тот углубился в глубинные причины слабых мест его психики и следил за его прогрессом. С четкой целью он идет уверенно, шаг за шагом стремясь к результату. И есть только один правильный ответ: результатом всего этого будет успех или неудача. В случае режима работы над собой мы сами себя оцениваем как лидера.

Теперь, давайте представим, что Иван играет с ролями, с поведением своей личности. Какие прилагательные приходят сейчас в голову? Яркий, жизнерадостный, энергичный, непочтительный, противоречивый, самодовольный и полный веселья.

Книга «Возможное Я» стенфордского психолога Хейзел Маркус, где под понятием «Игра» подразумевается фантазия и возможности, какафония образов личности, которые есть в голове у каждого, и мы можем стать этими образами.

Представим, что Иван говорит: «Я понятия не имею что делать, но давайте просто попробуем что-нибудь и посмотрим, куда все это меня приведет». Если что-то пойдет не так, он просто начнет пробовать новый образ лидера.

Пробы и ошибки требуют времени, но в режиме игры у нас нет цели дойти до финиша, цель это удовольствие от процесса. Целей может быть много, ведь существует много вариантов нашего воображаемого будущего. Результат это обучение, а не производительность.

Не важно какой деятельностью вы занимаетесь, в режиме работы вы целеустремленны: вы ставите цели и задачи, вы постоянно помните о времени и эффективно решаете проблемы. Вы не собираетесь отклоняться от неудобных задач. Более того, каждый новый эпизод как тест, где вы терпите либо неудачу, либо успех.

Напротив, когда вы находитесь в режиме «игры», независимо от того, что вы делаете, ваши основные драйверы — это удовольствие и открытие чего-то нового, а не достижение целей и задач. В режиме «игры» вы любознательны. Вы теряете счет времени. Вы как-бы извиваетесь, бродя без цели, вы намеренно сошли с ума.

Обычные правила «реальной жизни» не действуют, поэтому вы можете быть противоречивым — вы приветствуете отклонение и обход трудных задач. Вот почему игра в новую лидерскую личность повышает вероятность обнаружения внутри себя вещей, о которых вы возможно никогда не подозревали.

Множество исследований показывают, как игра в личность способствует творчеству и инновациям. Я обнаружил, что те же самые преимущества работают, когда вы играете с вашей самооценкой. Как и во всех формах игры, более важен сам процесс, чем пункт назначения.

Таким образом, мы начинаем сопоставлять сегодняшнее «я» с тем недостижимым, героическим идеалом лидерства, которого на самом деле не существует. Мы перестаем пытаться заставить себя «совершить» то, в чем мы даже не уверены что этого хотим. Психолог Маркус называет это «страшным я», который состоит из воображаемых отрицательных ролевых моделей.

Когда вы играете, то вы более креативны и готовы к новым открытиям внутри себя. Проблема в том, что мы не часто позволяем себе играть с нашей личностью.

Мы склонны приравнивать игривость к вечному дилетанту, который балуется как ребенок при любой возможности, никогда не фиксируясь на чем либо. Мы находим непостоянство неприятным, поэтому мы, даже не попробовав, отказываемся от нового поведения, которое кажется слишком далекими от сегодняшнего «подлинного Я». Это мешает росту, который приходит только тогда, когда мы удивляем сами себя.

Как ни парадоксально, но исследования показывают, что зачастую наиболее продуктивным методом развития себя как лидера является неэффективность. Принятие позиции «совершенного заигрывания», когда полностью и правдоподобно меняется личность. Исследования показывают, что «совершенное заигрывание» раскрывает таких как Иван, на три вещи, которые помогут ему стать лучшим лидером:

Притворяться в игре что все в порядке, обильно заимствуя поведение других. Режим игры освободит Ивана от «самого себя». Игра позволяет ему испытать поведение, которое он видел у более успешных руководителей и лидеров, возможно, украсть какие-то элементы стиля от каждого из них, не цепляясь за чувство подлинности, формируя свою собственную стилистику.

Режим игры переключает фокус разума с результата на процесс. Одна из самых больших причин, по которым мы не выходим за пределы наших нынешних «я», заключается в том, что мы боимся облажаться на работе. Новая личность помогает Ивану почувствовать себя не обремененным задачами прежней личности. Он не отказывается навсегда от прежнего себя, он просто практикуется.

Игра генерирует не противоречащее разнообразие. Общаясь со старыми людьми которые уже знают нас, может помешать, потому что они привыкли и хотят видеть нас прежними. Наша старая «Тень» будет как бы проскальзывать. Поэтому лучше погрузить себя в новую среду. Например, Иван мог бы принять участие в новых проектах и вне рабочих мероприятиях, где мог бы свободно отрепетировать поведение своих новых образов как лидера, отличающихся от того, что люди ожидают от него. Он не меркнет; он просто экспериментирует.

Психоаналитик Адам Филлипс однажды сказал: «Люди склонны флиртовать только с серьезными вещами — безумие, бедствие и другие люди». Флирт с самим собой является серьезным делом, потому что мы можем стать не познаваемыми или не предсказуемыми.

Комментарии
CLOSE
CLOSE