Кто будет страховать беспилотные автомобили?

Содержание

Кто будет страховать беспилотные автомобили?

Появление беспилотные автомобилей может отправить автострахование в нокаут. Если вы являетесь руководителем автостраховой компании, обратите внимание: через 20 лет вы можете потерять бизнес.

Можете винить фундаментальные изменения в сферах автоматической безопасности и интеллектуального анализа данных, которые способствуют распространению автономных транспортных технологий. Скоро людей за рулем станет меньше, чем водителей-роботов. Те же люди, которые будут продолжать водить самостоятельно, станут более осторожными — благодаря датчикам, предотвращающим столкновение.

Страховые претензии станут редкими, вклады — меньше, а страховые компании, вероятно, потеряют контроль над данными. Владельцы автомобилей смогут больше не покупать страховку напрямую. Вместо этого ее будут предоставлять автопроизводители — с каждой новой покупкой автомобиля.

Подобные структурные изменения бизнес-моделей происходят нечасто. Особенно в таком регулируемом секторе, как автострахование. Тем не менее, это практически неизбежно. Уже сейчас беспилотники выходят с испытательных площадок на реальные дороги. А вопросы безопасности и производства необходимо решать до того, как произойдет широкое распространение технологии.

Согласно данным Swiss Re, крупнейшей в мире страховой организации, бюджет автомобильного страхования составляет 700 млрд долларов, что составляет 42 процента от общего совокупного имущества и страхования от несчастных случаев. Сегодня это чрезвычайно конкурентный рынок. И к 2030 году он станет еще конкурентнее.

Исследования, проведенные стратегической консалтинговой платформой DeNovo, показывают, что страховые компании полностью вытесняются из обычного автострахования. Им придется искать новые источники дохода. Вне автомобильной отрасли. Например, в сферах коммерческой ответственности или покрытия кибербезопасности. Еще один вариант — партнерство с автопроизводителями.

Если вы работаете в этой сфере, время еще есть. Данные Института страхования дорожной безопасности свидетельствуют о том, что массовое (95%) использование мер безопасности в транспортных средствах занимает около 30 лет. Такие функции, как правило, внедряются в автомобили высших классов, а затем, по мере снижения затрат, распространяются по всему рынку. Однако страховщики этого не дожидаются.

Передние подушки безопасности, например, были введены в 1984 году и стали обязательными для всех новых легковых автомобилей с 1998 года. Лишь в 2016 году они были установлены в 95 процентах автомобилей. Теперь подушки безопасности спасают около 2500 человек в год (в США). И это напрямую повлияло на доходы страховых компаний.

Совершенствование безопасности, достигаемое с помощью беспилотных технологий, серьезно повлияют на модели страхования автомобилей. Даже прежде, чем подобный транспорт станет популярен, уровень безопасности на дорогах возрастет в разы.

Первая авария в которую попал беспилотный автомобиль Google, произошла лишь спустя 2,3 миллиона проезжанных километров. Это приблизительно 0,7 случая на миллион. И это значительно ниже доли «человеческих» аварий — около 2,0 несчастных случаев на миллион. Учитывая, что человеческий фактор виноват в более чем 90 процентов всех несчастных случаев, страховщики будут вынуждены мириться с финансовыми потерями.

Как быстро будут развиваться беспилотный автономные транспортные технологии? Многое зависит от государственного и рыночного регулирования. Существующие правила уже более удобны для беспилотных транспортных средств, чем можно было бы ожидать. Особенно, учитывая, сколько технических проблем еще предстоит решить.

Например, недавно опубликованный в Америке порядок для беспилотного транспорта содержит не столько конкретные правила, сколько инструкции по мерам безопасности и по соответствию этих транспортных средств правилам дорожного движения. Цель данного руководства — избежать длительного процесса, связанного с разработкой стандартов для новых автоматических технологий. А тот факт, что беспилотные автомобили облегчат жизнь многим инвалидам, еще больше ускоряет это процесс.

Еще один важный фактор в развитии самоуправляющихся автомобилей — цена. Согласно подсчетам, к 2025 году затраты на беспилотные технологии составят от 7 000 до 10 000 долларов США.

Основные производители продолжают работать над внедрением этой технологии в массовые автомобили. General Motors (GM) может оказаться лидером. Они начали тестировать свой беспилотный Chevy Bolt еще в августе 2016 года. Ford заявили о своем намерении до 2021 года представить крупные партии полностью беспилотный автомобилей. Toyota вложили 1 млрд долларов в новый исследовательский институт для разработки концептуального автомобиля с автоприводом. Предполагается, что он появится в 2020 году. Ожидается, что к 2019 году будут представлены первые страховые полисы для беспилотного транспорта.

Переосмысление автострахования

Если на дорогах появится даже небольшое число беспилотников, доход страховых организаций все равно серьезно упадет. А бизнес-модели сферы потеряют свою силу. Автостраховщики могут столкнуться со структурными изменениями в моделировании рисков и рынка в целом.

Наибольший риск для страховых компаний представляет потеря контроля над данными. Именно от них зависит ценовая политика. Данные, включая статистику скорости, расстояния между транспортными средствами, реакцию на погодные условия, тормозное давление и отвлекающие факторы, будут собираться с помощью программного обеспечения, встроенного в автомобиль. А он является собственностью производителя.

Автопроизводители будут собирать данные из огромного числа связанных между собой автомобилей. Таким образом, они априори будут в лучшем положении, чем страховщики. И это может породить борьбу за владение данными, так называемыми большими данными — Big Data.

Будут ли производители продавать автомобили в пакете со страхованием? Возможно. Раньше они искали новые потоки доходов. Например, корпорация General Motors Acceptance Corporation, известная теперь как Ally Financial, была основана в 1919 году для предоставления дилерам GM доступа к финансированию.

Чтобы получить право на страхование, автопроизводителям нужно будет получить необходимые государственные лицензии. Например, приобретая страховые компании или получая эти лицензии самостоятельно. Некоторые производители автономных беспилотных автомобилей уже проявляют интерес к такому пути. Например, Tesla представила InsureMyTesla, сервис в Гонконге и Австралии, который работает с AXA General Insurance и QBE Insurance, чтобы предлагать страховые полисы, адаптированные к клиентам.

Между тем, растущая популярность программных средств управления изменит динамику авторемонта. Страховщикам необходимо переосмыслить методы оценивания затрат на замену поврежденных транспортных средств и их комплектации. Программное обеспечение и разработка требуют немалых вложений. И временных и финансовых. Однако затраты на распространение ПО обычно незначительны. Например, с помощью обновлений программного обеспечения. Это дает разработчикам неотъемлемое преимущество. Во-первых, они могут повлиять на формирование цен. Во-вторых, скорее всего, для них будет открыт вход на рынок страхования. К тому же, низкие затраты на распространение и замену некоторых компонентов увеличивают вероятность того, что страхование будет прибыльным.

Ответ страховщиков

На развитие страхового бизнеса могут повлиять многие факторы. В том числе пока неизвестные. Например, автономные беспилотные технологии уже опережают потребности обычных потребителей. Многие люди еще даже мысленно не готовы принять эти машины. Например, как способ для маленьких детей ездить без сопровождения взрослого. Кроме того, практика оценки безопасности автономного беспилотного транспортного средства все еще находится в зачаточном состоянии. Даже если статистика показывает, что беспилотное управление безопасно, неясно, как отрасль или регулирующие органы будут оценивать ошибку при столкновении.

Возьмем, например, случай, произошедший в Америке в мае 2016 года. Тогда беспилотные автомобиль Тесла врезался в поворачивающий грузовик. В машине был водитель, который, очевидно, поставил автомобиль в режим автопилота. История не получила однозначного решения, а водителю не выплатили страховку — поскольку дефектов в автомобиле обнаружено не было. Тем не менее, это подразумевает, что будущие буспилотные транспортные средства могут быть ограничены предназначенными для них дорогами. Этот случай — показатель того, что страховые компании пока не имеют четко разработанной политики относительно подобных технологий. И о создании таковой говорить еще рано. Новая политика может потребовать новых условий, например, дополнительного контроля за автомобилем. А также явно обозначить случаи, в которых будет и не будет выплачиваться страховка.

Типичная политика, существующая сегодня, не указывает конкретных случаев, в которых пострадавшему выплачиваются средства. В будущем страховщики не обязательно будут знать о различных характеристиках беспилотного ПО на отдельных моделях автомобилей или о том, как они активизируются. Поэтому страховые компании должны либо совершенствовать и развивать политику, чтобы та соответствовала разнообразию случаев, либо довольно тесно сотрудничать и взаимодействовать с производителями беспилотных автомобилей.

Использование беспилотных транспортных средств может открыть путь для многоуровневых страховых услуг. Например, компании могут предлагать гибридный продукт, сочетающий коммерческую ответственность с конкретной защитой кибербезопасности и личным автострахованием.

Кибер-риск представляет собой реальную проблему для автономных беспилотных транспортных средств и должен учитываться в страховых полисах. В 2015 году Chrysler добровольно отозвала 1,4 миллиона автомобилей из-за выявленных позже программных недочетов, которые могли предоставить постороннему человеку удаленный доступ к автомобилю. В сентябре 2016 года Tesla обновила свое программное обеспечение из-за ошибки, позволяющей осуществлять удаленный доступ к функциям и управлять ими, включая сигналы поворота и систему торможения.

Агентства безопасности и страхования США также озвучили свою тревогу. В марте 2016 года ФБР, Департамент Транспорта и Национальная Администрация Безопасности Дорожного Движения выпустили совместное предупреждение, в котором говорилось о том, что водители все чаще подвергаются риску. По причине несанкционированного удаленного доступа, который позволяет получать данные и производить манипуляции с функциональными возможностями транспортного средства.

Согласно прогнозу Gartner Group, в 2016 году прогнозируется производство 12,4 миллионов беспилотных автомобилей. А до 2020 года ожидается рост производства на 49%. Поэтому бизнес-модели как автомобильных производителей, так и страховых компаний должны быть скорректированы и подстроены под формирующийся рынок.

Среди страховщиков победителями будут те, кто умеет быстро реагировать на ситуацию. В том числе — на снижение доходов от традиционных взносов. Кроме того, нужно будет научиться искать и выявлять новые возможности. Есть еще много областей, где возможны рискованные ситуации и понадобятся новые формы страхования. Например, в сфере кибер-безопасности.



Вам также могут понравиться
Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

CLOSE
CLOSE