Сообщество предпринимателей и экспертов, которые делятся своим опытом и знаниями

Не позволяйте стратегии стать планом

Разработка стратегического плана

Должно быть, вы слышали слова вроде «нам нужно разработать стратегический план«. По крайней мере так говорят чаще, нежели «нам нужно составить стратегию«. Это связано с тем, что большинство людей видят стратегию как некое предисловие к плану действий. При таком подходе стратегия проявляется в виде длинного списка инициатив с привязанными сроками и назначенными ресурсами.

Довольно интересно, что эти инициативы часто сами по себе являются «стратегиями». То есть каждое действие в плане — это уже стратегия, поэтому сам план представляет собой организованный список стратегий.

Однако чем стратегия такого рода отличается от простого бюджета? Большинству бывает трудно различить их, и они удивляться тому, что в компании должно быть и то, и другое. Возможно, они правы. Ведь преимущественная доля стратегических планов — это просто бюджеты с большим количеством пояснительных слов. Скорее всего, это происходит потому, что финансовая составляющая глубоко связана со стратегией. Это же нередко является причиной глубокой неприязни среди линейных руководителей к стратегическому планированию в целом. Очень немногие из них с радостью ждут начала следующего цикла стратегического планирования.

Чтобы сделать стратегический план гораздо результативнее и отличным от бюджета, следует избавиться от этой одержимости планированием. Стратегия не планирует. Это создание единого набора решений, которые в совокупности определяют положений фирмы на рынке и выделяют главные преимущества по отношению к конкурентам, обеспечивая финансовую отдачу. Чаще всего, как только это становится понятным для менеджеров, они признают, что стратегия — это не просто составление бюджета, а нечто более важное.

Очевидно, стратегия не может существовать без инвестиций и бюджетирования. Однако нам важно сосредоточиться на менеджменте. Четкий стратегический менеджмент делает инвестиции и составление бюджета последовательными.

Еще одно важное примечание. Любая стратегия — только одна. Один бизнес — одна стратегия. Это одно общее направление компании. Вы определяете цель и исходя из нее анализируете, где будет находиться поле битвы, какими средствами вы придете к победе, какие возможности должны быть использованы и так далее.

Выбранная стратегия определяет, какие действия действительно имеют смысл и что приведет к желаемому результату. Поэтому стратегия упрощает планирование. Она позволяет отделить критически важное от второстепенного и сосредоточиться на главном.

Такое понимание также помогает определить длину вашего стратегического плана. На обыкновенном листе а4 вполне можно уместить ответы на пять любых поставленных вопросов. Если же ответы занимают более пяти страниц (т. е. одна страница на вопрос), то ваша стратегия, вероятно, будет малополезной и превратится в обыкновенный план.

Подобный подход может смущать тех, кто привык к традиционным стратегическим планам. Вот один примечательный случай. В одной из крупных компаний была проведена стратегическая сессия. К концу дня был получен целый набор идей и хороших интегрированных решений. Членов группы можно было бы поздравить с прекрасно проделанной работой.

Однако генеральный директор этой фирмы не разделял общего восторга и был обеспокоен полученными результатами. Он был в недоумении: «Неужели это все, что мы должны делать?». Скорее всего, гендиректор ожидал, что нужно будет заполнить огромные и длинные списки инициатив, а также разработать объемные и подробные планы. Только в этом случае работа над стратегией показалась бы ему основательной и результативной. Однако он был неправ. Стратегия — это общее направление. Это не планирование. Это больше. И выше уровнем. В конце концов, уже в рамках выбранной стратегии были разработаны подробные планы, и все остались довольны.

По этой причине, в следующий раз, когда ваш стратегический план превысит пять страниц, следует задать себе вопрос: а действительно ли мы занимаемся разработкой стратегии и отвечаем на поставленные ключевые вопросы? Или же мы делаем нечто другое и называем это «нечто» стратегией? Если второй вариант — немедленно прекратите тратить время впустую и прочтите эту статью еще раз.

Комментарии
CLOSE
CLOSE