Юрий Дудь: 10 навыков делать крутые интервью. Как журналисту задавать вопросы

Содержание
Как Юрий Дудь делает интервью
Вот что советует журналист Юрий Дудь, чтобы сделать хорошее интервью. Выжимка с выступления Юрия на Time Code Fest с докладом «Как разговорить дерево».
Я всегда начинаю с 30 секунд гундежа на одну и ту же тему — не надо идти в журналистику. Если еще есть возможность передумать — передумайте. Поймите одну простую вещь: в современной России журналистика не нужна. Есть большие шансы остаться разочарованным.
Поэтому я буду рассказывать, как задавать вопросы не только в журналистике, но и в любой другой сфере.
Нужно найти человека, который умеет что рассказать
Большая ошибка думать, что если человек известен и часто появляется в телевизоре, то с ним точно получится интересное интервью. Это не так. Например, есть эффект «выжженной земли» — человек, который слишком публичен и слишком часто общается, он слишком откровенен. И каким бы мастером интервью ты не был, ты не сможешь получить от него что-то новое. А без нового какого фига ты будешь отнимать время у своего читателя или зрителя?
Поэтому процесс выбора героя не менее важен чем исполнение интервью.
Нужно готовиться
Я регулярно встречаю коллег, которые уверены, что на своем опыте и мастерстве, они придут к человеку и просто расфехтуют его как Софья Великая. Это не правда!
Нужно быть максимально готовым, изучить что говорил человек за последние годы, надо знать контекст, общаться с людьми, которые его могут знать что-то, что не знаете вы. Эта подготовка должна быть такой же изнурительной, как поход на турник.
К счастью, сейчас большинство сайтов используют такую штуку как «Тег», поэтому процесс поиска стал проще некуда. Труд не уходит в песок. Чем дольше вы готовитесь, тем больше вы знаете и тем мощнее вы себя чувствуете, и в результате получаете качественный продукт.
Порядок вопросов
Это дико важно, потому что разговор это психология, потому что герой это человек, потому что гость может через чур напрячься вначале, закрыться и вы не получите от него ничего интересного.
Вначале идут предварительные ласки. Сначала мы очень вежливо общаемся на отвлеченные темы или очень приятные для героя вопросы, в которых он может себя проявить с лучшей стороны и чувствовать себя супер героем, который спасает человечество.
А потом уже переходить непосредственно в атаку и бомбить его всеми орудиями, которые вы принесли. Никогда не начинайте бомбить сразу. Никто не любит хардкор сразу, даже любители экспериментов.
Порядок вопросов очень важен для такого элемента, который Ксения Собчак называет «Капканы». Когда вы идете к резонансному человеку, а все герои обычно противоречивы, мало людей со всех сторон положительных, у вас должны быть эти самые «Капканы». Например навальный топил за футбольный клуб «Спартак», а когда ему задали вопрос, который на тот момент всех будоражил: «как вы отнеслись к решению макгиди?», в этот момент Навальный облажался, не в силах дать ответ.
В этот момент стало понятно, что Навальный это популист. Такими ходами он пытался очаровать аудиторию, однако сам и попался. Это классический «Капкан», в который попал Алексей Навальный. Ксения Собчак классно делает «Капканы». У нее работает редакторская группа, которая умеет пользоваться спарком. Ксения способна вывести совершенно обычного героя на жаркий конфликт.
Не бояться
Данный совет наверняка покажется банальным. Однако, на самом деле это важный посыл. Я часто встречаю фразу, за которую должно быть стыдно, когда говорят «ну кто я, а кто он?».
В мое представление жизни эта фраза ни каким образом не укладывается. То, что какие-то чуваки получают в сто раз больше нас, не делает их лучше нас. Это не должно заставлять считать, что они не ровня нам. И что мы должны с ними общаться каким-то иным образом.
В моем представлении все люди ровны. У всех разные способности, таланты и заслуги, но это не дает никакого права общаться по разному. И в том числе, это не дает право журналисту приходить на интервью и дрожать как кролик, испытывать раболепство, проявлять истинно русский патернализм и просто бояться.
Вас мало
Следите за тем, чтобы в интервью вас было мало. Многие люди думают, что герой интервью и интервьюер равнозначные участники разговора. На мой взгляд это не так. Я привык воспринимать профессию журналиста, как профессию официанта, в хорошем смысле этого слова. В европейских странах, профессия официанта очень уважаема. Хороший официант незаметен и ненавязчив, но при этом обеспечивает тебя лучшим сервисом.
Поэтому не надо вопросов на десять строк, когда вы рассказываете, что у вас в жизни произошло, как вы относитесь к вопросу. Это никому не важно! Даже если вы приобрели некий вес как личность, и возможно вы стали более популярным чем ваш гость — это не внутри этого жанра.
Например, есть Познер, это сложный человек с клеймом, за которое он каялся в своих книгах и это заслуживает уважения. Он пропагандировал советский режим.
Сейчас он делает интервью, которые считаются эталонными, однако, у Познера бывают интервью, когда его слишком много. Интервью с Земфирой это категорический провал! К нему пришла главная певица России, которая практически не дает интервью, собирает аншлаговые концерты. Человек-жемчужина с точки зрения журналистики. И вместо того, чтобы говорить о ней, и вытягивать из нее истории, Познер огромное количество раз делал отступления, вспоминал свое прошлое, чему его учила мама, чем учил папа, как ему нравится джаз, как он интерпретирует что-то, а что вы думаете на этот счет.
Это был провал! Потому что Познера было слишком много!
Не бояться проиграть интервью
Есть стереотип, что классное интервью, это когда интервьюер прижал к стене своего гостя, когда он его уничтожил, когда он показал его пустым местом.
В моем представлении, задача журналиста не выиграть интервью, а чтобы интервью было интересным. Конечно если к вам пришел негодяй-политик, тогда формат порки уместен. Но это исключение.
Далеко не всегда тот, кто проигрывает в проигрыше. Проигрывать может быть приятно, чтобы раскрыть гостя с его сильной стороны. Чтобы гость почувствовал себя сильным победителем. Не бойтесь проигрывать, иногда это приятно.
Сокращай
Если интервью идет не в прямом эфире, вы должны понимать, что любой несодержательный ответ должен быть нафиг вырезан. Помните что идет жесточайшее время за внимание аудитории, и не нужно тратить время зрителя или читателя впустую.
Вырезайте все очевидные ответы, например борщ красный, зимой холодно, чтобы достичь цель надо двигаться и т.д.
Вытягивать все что запомнится
Вы должны помнить об одной простой штуке, что крутой интервью то, которые закончилось, но оно не отпускает вас еще долго. Таким эффектом обладают истории.
Не важно какое количество секса и взяток, запоминается тот контент, который представляет собой историю, воспоминания о том, что происходило.
Не сглаживать углы
Это когда интервьюер старается уводить от конфликтов, чтобы все было ровненько. Это не правильно. Ровное и причесанное интервью люди сразу забудут и оно никому не принесет особого удовольствия.
Сохранять интонации
Многие люди в печатном интервью делают то, за что нужно бить линейкой по рукам: переписывают слова собеседника своими словами. Это мерзость. Так нельзя делать. Понятно, что нужно вычищать грязь, мыканье, быканье и все такое, но если у человека инверсии, если какие-то жаргонизмы свойственные только ему — это обязательно нужно оставлять.
Должно быть так, что ты читаешь, но складывается ощущение как будто слышишь героя интервью. Это создает эффект присутствия.
Заверять и проверять
Если речь идет про прямой эфир, то все понятно. Если вы сделали классное интервью, это еще не победа. Победа это когда вы сможете его завизировать и не потерять самые классные моменты. Часто бывает, что все самое интересное вырезают, по просьбе героя. Поэтому лучше быстрее публиковать, пока гость не успел все сократить.
Есть много людей, у которых все их интервью стерильные и безжизненные. С такими людьми шансов на успех крайне малы. Лучше потратить время и энергию на какого-нибудь другого героя.
И последнее
Если у вас есть возможность в журналистику не идти, то лучше этого не делать. Потому что журналистика в России мертва. Кроме того в журналистике не много денег. Чтобы зарабатывать хорошие деньги в журналистике нужно быть звездой.
И последнее. Лучше не выпустить интервью, чем выпустить его плохим.
Круто!